Haiku-OS R1 | автор: Luca | 14 сентября 2009
Категория: Обзоры ОС
Среди Операционных Систем написанных энтузиастами, я пожалуй, могу назвать только несколько проектов, которые по настоящему заслуживают внимания. Один из подобных проектов носит имя Haiku и берет начало от некогда популярной системы BeOS. В свое время именно BeOS могла стать той открытой альтернативной Windows, о которой сейчас так много говорят. Если бы в исходные коды BeOS были открыты, то думаю linux сейчас бы вообще не существовал, а у Microsoft был бы очень серьезный конкурент, прочно удерживающий рыночные позиции. Но чуда увы не произошло.
Несколько слов стоит сказать о самой BeOS. Изначально инженеры компании Be Inc. главной задачей ставили именно создание компьютера, операционная система была только побочной целью. Правда позднее от идеи продвижения новой платформы пришлось отказаться. Итогом этого стало портирование BeOS сначала на на x86 совместимые процессоры. К сожалению в результате не совсем удачной политики продвижения, ряда маркетинговых просчетов и давления со стороны Microsoft, разработки BeOS были прекращены, а компания BeInc признала себя банкротом. А жаль. Система была действительно перспективная. Так нам предлагали не еще одно творения студента-недоучки, написанное по книжке "Как написать свою ОС", а проект над которым трудились лучшие инженеры в том числе из компании Apple. После объявления Be Inc. банкротом исходными кодами заинтересовалась компания Palm, которая их перекупила и рассчитывала вывести на рынок PalmOS 6 базирующуюся на наработках BeOS. К сожалению, неожиданно, в тогда еще успешной компании, началась серия пертурбаций приведших к серьезному сливу рыночных позиций. На волне общей истерии вокруг linux компания отказалась от уже готовой PalmOS 6 и начала разработки своего собственного дистрибутива. Это был смелый шаг назад.
Тут можно вспомнить еще и про компанию yellowTab, которая успела перекупить часть исходных кодов у Be Inc. и начала развитие системы ZetaOS. Но и этот проект постигло фиаско.
К счастью BeOS успела заработать любовь и уважение среди большого числа пользователей, которые продолжили создавать приложения и драйвера для системы, даже не смотря на тот факт, что проект был закрыт. Спустя несколько лет безуспешных скитаний приверженцы BeOS осознали, что дальнейшая реанимация системы не возможна и единственным выходом из этого является написание BeOS с нуля. В то время существовало сразу несколько проектов со схожей с BeOS идеологией. Один из этих проектов возглавлял инженер Be Inc. - Тревис Гейзельбрехт, который к сообществу BeOS относился боком и начал разрабатывать свою систему NewOS в те годы, когда BeOS еще подавала признаки жизни (середина 2001 г.).
К 2004 году NewOS имела развитый набор сервисов и протоколов. И после непродолжительных дискуссий именно её ядро было выбрано для проекта Haiku. Это послужило отправной точкой в развитии Haiku.
Это было краткое введение, к небольшому обзору. Сразу скажу, что в Haiku мне не понравился пользовательский интерфейс. Претензий к архитектуре самой системы я не имею. Я уверен в том факте, что основным критерием удобства интерфейса является скорость его освоения. Можно бесконечно рассуждать на тему, что "тут другие подходы", "нужно посидеть и привыкнуть" и т.д. Если интерфейс логичен, то какая бы идея не лежала в его основе, он [интерфейс] не будет вызывать негодования пользователя. Что привыкнуть можно к чему угодно я не спорю, но надо ли простому человеку проверять степень собственного терпения ради сомнительной перспективы работать в "Другой ОС"?
К сожалению BeOS, как и Haiku проектировали толковые инженеры, но очень посредственные дизайнеры. Под дизайнерами в данном случае я понимаю дизайнеров интерфейсов. Если в случае BeOS еще можно было промолчать т.к. система давно не существует, то я порицию проект Haiku за то, что они пошли по пути тупого копирования. Что собственно мешало взять у BeOS только лучшие стороны, а не копировать ее целиком даже вместе с очевидными недостатками?!
Системе загрузилась примерно за 20 секунд, что действительно очень быстро. Порадовал незатейливый загрузочный экран.
После чего передо мной предстал рабочий стол с Трекером. Первым делом я решил проверить увидит ли система мои жесткие диски. Меню монтирование дружелюбно засунули в меню рабочего стола. Да я понимаю, что это мега удобно в два клика монтировать разделы, но эта операция требуется считанным единицам пользователей! Ту же самую функцию мы легко находим в меню Tracker. Зачем функцию дублировать, то? По логике монтирование устройств должно осуществляться в файловом менеджере, ну или в системе в управлении системой.
Вот так выглядит само меню а-ля "пуск", только Пуск помоему куда более удобней.
Очень сложно описать по функциональности приложения для Haiku. Некоторые такие простые как Pe (блокнот), просто изобилуют функционалом. (На мой вкус такое изобилие только вредит). Если систему позиционируют именно как систему для пользователя, а не красноглазого задрота, то разработчики должны понимать, что 90% не полезет ковыряться в настройках, а будет использовать настройки по умолчанию. А уж если необходимость настроить под себя все же возникнет, то избыточность в настройках как раз будет только вредить.
Файловый менеджер, в отличие от Pe, сделан очень туп#рн. Все что он позволяет сделать - это перемещаться по папкам. Все папки открываются в новых окнах. Строки адреса тоже нет. Работать в таком режиме просто невозможно!
Слава богу предусмотрены настройки позволяющие хоть немного расширить его функционал.
Кнопки для сворачивания окна нет. Вместо этого предлагают делать двойной клик по усеченному заголовку окна. Зачем было выделяться и усекать его тоже не ясно. При необходимости переместить окно это приводит только к лишним телодвижениям.
В комплекте с системой идут различные утилиты по настройке. При знакомстве с каждой из них у меня почему то оставалось впечатление какой-то логическое незавершенности. С одной стороны вроде бы требуемый функционал реализован, но с все сгруппировано как то не так.
Сильно раздражает, что далеко не во всех приложениях есть кнопка "применить" и "отмена". Зачем пытаться переосмыслить общепринятые стандарты? Вот так у нас выглядит диалог настройки шрифтов в Haiku.
По-моему весьма нелогично организован....
Кстати, вы заметили, что в системе встречается черзчур много контролов с выпадающими списками? На практике это крайне дурацкий подход. Тут он выбран за основной. Объяснять почему такой интерфейс не имеет право называться удобным я не буду. Посмотрите как подобные вещи решаются в других системах, а потом оцените где лучше.
Настройки клавиатуры разделены на настройки языка ввода и самой клавиатуры. И снова вроде бы все есть, но в тоже время пользоваться неудобно.
Настройщик системных звуков вообще ужасны. Зачем-то присутствуют ползунки прокрутки. По другому организовать интересно нельзя было?
Среди программ я обнаружил чудо под названием People. Которое является убогим аналогом адресной книги, а так же несколько других приложений нулевой полезности.
В системе есть очень специфический редактор иконок Icon-O-Matic и графический редактор WonderBrush. И тот и другой своеобразны на столько, что пользоваться ими весьма тяжело, не говоря о том, чтобы нарисовать в них чего-то стоящее.
За каким то хреном в системе присутствует сразу три четыре (!) проигрывателя. Один нормальный сделать не смогли? Прям linux-way какой-то. Лишь бы понапихать программ, а там дорогой пользователь разбирайся с ними сам. А если не смог разобраться, то ты дурак! На подобном подходе строятся все без исключения дистрибутивы linux.
Пилить, пилить, и еще раз пилить! Быть может лет через 10 и появится вразумительная открытая альтернатива Windows. Пока все, что мне попадалось отстает от Windows и MacOS лет на 10-15. Фактически сейчас разработчики Haiku только приближаются к тому, что у BeOS было 10 лет назад! Еще хрен знает сколько лет уйдет на то, чтобы продвинуться вперед. При всем том, конкуренты стоять на месте тоже не будут. Так что спешу всех огорчить, что Вендекапец снова откладывается на неопределенный срок.
Прочитано 33529 раз и оставлено 61 комментариев.
Среди Операционных Систем написанных энтузиастами, я пожалуй, могу назвать только несколько проектов, которые по настоящему заслуживают внимания. Один из подобных проектов носит имя Haiku и берет начало от некогда популярной системы BeOS. В свое время именно BeOS могла стать той открытой альтернативной Windows, о которой сейчас так много говорят. Если бы в исходные коды BeOS были открыты, то думаю linux сейчас бы вообще не существовал, а у Microsoft был бы очень серьезный конкурент, прочно удерживающий рыночные позиции. Но чуда увы не произошло.
Несколько слов стоит сказать о самой BeOS. Изначально инженеры компании Be Inc. главной задачей ставили именно создание компьютера, операционная система была только побочной целью. Правда позднее от идеи продвижения новой платформы пришлось отказаться. Итогом этого стало портирование BeOS сначала на на x86 совместимые процессоры. К сожалению в результате не совсем удачной политики продвижения, ряда маркетинговых просчетов и давления со стороны Microsoft, разработки BeOS были прекращены, а компания BeInc признала себя банкротом. А жаль. Система была действительно перспективная. Так нам предлагали не еще одно творения студента-недоучки, написанное по книжке "Как написать свою ОС", а проект над которым трудились лучшие инженеры в том числе из компании Apple. После объявления Be Inc. банкротом исходными кодами заинтересовалась компания Palm, которая их перекупила и рассчитывала вывести на рынок PalmOS 6 базирующуюся на наработках BeOS. К сожалению, неожиданно, в тогда еще успешной компании, началась серия пертурбаций приведших к серьезному сливу рыночных позиций. На волне общей истерии вокруг linux компания отказалась от уже готовой PalmOS 6 и начала разработки своего собственного дистрибутива. Это был смелый шаг назад.
Тут можно вспомнить еще и про компанию yellowTab, которая успела перекупить часть исходных кодов у Be Inc. и начала развитие системы ZetaOS. Но и этот проект постигло фиаско.
К счастью BeOS успела заработать любовь и уважение среди большого числа пользователей, которые продолжили создавать приложения и драйвера для системы, даже не смотря на тот факт, что проект был закрыт. Спустя несколько лет безуспешных скитаний приверженцы BeOS осознали, что дальнейшая реанимация системы не возможна и единственным выходом из этого является написание BeOS с нуля. В то время существовало сразу несколько проектов со схожей с BeOS идеологией. Один из этих проектов возглавлял инженер Be Inc. - Тревис Гейзельбрехт, который к сообществу BeOS относился боком и начал разрабатывать свою систему NewOS в те годы, когда BeOS еще подавала признаки жизни (середина 2001 г.).
К 2004 году NewOS имела развитый набор сервисов и протоколов. И после непродолжительных дискуссий именно её ядро было выбрано для проекта Haiku. Это послужило отправной точкой в развитии Haiku.
Это было краткое введение, к небольшому обзору. Сразу скажу, что в Haiku мне не понравился пользовательский интерфейс. Претензий к архитектуре самой системы я не имею. Я уверен в том факте, что основным критерием удобства интерфейса является скорость его освоения. Можно бесконечно рассуждать на тему, что "тут другие подходы", "нужно посидеть и привыкнуть" и т.д. Если интерфейс логичен, то какая бы идея не лежала в его основе, он [интерфейс] не будет вызывать негодования пользователя. Что привыкнуть можно к чему угодно я не спорю, но надо ли простому человеку проверять степень собственного терпения ради сомнительной перспективы работать в "Другой ОС"?
К сожалению BeOS, как и Haiku проектировали толковые инженеры, но очень посредственные дизайнеры. Под дизайнерами в данном случае я понимаю дизайнеров интерфейсов. Если в случае BeOS еще можно было промолчать т.к. система давно не существует, то я порицию проект Haiku за то, что они пошли по пути тупого копирования. Что собственно мешало взять у BeOS только лучшие стороны, а не копировать ее целиком даже вместе с очевидными недостатками?!
Системе загрузилась примерно за 20 секунд, что действительно очень быстро. Порадовал незатейливый загрузочный экран.
После чего передо мной предстал рабочий стол с Трекером. Первым делом я решил проверить увидит ли система мои жесткие диски. Меню монтирование дружелюбно засунули в меню рабочего стола. Да я понимаю, что это мега удобно в два клика монтировать разделы, но эта операция требуется считанным единицам пользователей! Ту же самую функцию мы легко находим в меню Tracker. Зачем функцию дублировать, то? По логике монтирование устройств должно осуществляться в файловом менеджере, ну или в системе в управлении системой.
Вот так выглядит само меню а-ля "пуск", только Пуск помоему куда более удобней.
Очень сложно описать по функциональности приложения для Haiku. Некоторые такие простые как Pe (блокнот), просто изобилуют функционалом. (На мой вкус такое изобилие только вредит). Если систему позиционируют именно как систему для пользователя, а не красноглазого задрота, то разработчики должны понимать, что 90% не полезет ковыряться в настройках, а будет использовать настройки по умолчанию. А уж если необходимость настроить под себя все же возникнет, то избыточность в настройках как раз будет только вредить.
Файловый менеджер, в отличие от Pe, сделан очень туп#рн. Все что он позволяет сделать - это перемещаться по папкам. Все папки открываются в новых окнах. Строки адреса тоже нет. Работать в таком режиме просто невозможно!
Слава богу предусмотрены настройки позволяющие хоть немного расширить его функционал.
Кнопки для сворачивания окна нет. Вместо этого предлагают делать двойной клик по усеченному заголовку окна. Зачем было выделяться и усекать его тоже не ясно. При необходимости переместить окно это приводит только к лишним телодвижениям.
В комплекте с системой идут различные утилиты по настройке. При знакомстве с каждой из них у меня почему то оставалось впечатление какой-то логическое незавершенности. С одной стороны вроде бы требуемый функционал реализован, но с все сгруппировано как то не так.
Сильно раздражает, что далеко не во всех приложениях есть кнопка "применить" и "отмена". Зачем пытаться переосмыслить общепринятые стандарты? Вот так у нас выглядит диалог настройки шрифтов в Haiku.
По-моему весьма нелогично организован....
Кстати, вы заметили, что в системе встречается черзчур много контролов с выпадающими списками? На практике это крайне дурацкий подход. Тут он выбран за основной. Объяснять почему такой интерфейс не имеет право называться удобным я не буду. Посмотрите как подобные вещи решаются в других системах, а потом оцените где лучше.
Настройки клавиатуры разделены на настройки языка ввода и самой клавиатуры. И снова вроде бы все есть, но в тоже время пользоваться неудобно.
Настройщик системных звуков вообще ужасны. Зачем-то присутствуют ползунки прокрутки. По другому организовать интересно нельзя было?
Среди программ я обнаружил чудо под названием People. Которое является убогим аналогом адресной книги, а так же несколько других приложений нулевой полезности.
В системе есть очень специфический редактор иконок Icon-O-Matic и графический редактор WonderBrush. И тот и другой своеобразны на столько, что пользоваться ими весьма тяжело, не говоря о том, чтобы нарисовать в них чего-то стоящее.
За каким то хреном в системе присутствует сразу три четыре (!) проигрывателя. Один нормальный сделать не смогли? Прям linux-way какой-то. Лишь бы понапихать программ, а там дорогой пользователь разбирайся с ними сам. А если не смог разобраться, то ты дурак! На подобном подходе строятся все без исключения дистрибутивы linux.
Пилить, пилить, и еще раз пилить! Быть может лет через 10 и появится вразумительная открытая альтернатива Windows. Пока все, что мне попадалось отстает от Windows и MacOS лет на 10-15. Фактически сейчас разработчики Haiku только приближаются к тому, что у BeOS было 10 лет назад! Еще хрен знает сколько лет уйдет на то, чтобы продвинуться вперед. При всем том, конкуренты стоять на месте тоже не будут. Так что спешу всех огорчить, что Вендекапец снова откладывается на неопределенный срок.
ВНИМАНИЕ !
Возможно что-то уже неактуально. Обращайте внимание на даты !
Эта статья опубликована 14 сентября 2009-го года !
Прочитано 33529 раз и оставлено 61 комментариев.
#1.Svart Testare