Категория: Open Source, Apple

Все мы отмечаем успешную карьеру Стива Джобса и благодарны ему за огромные улучшения в компьютерных интерфейсах и электронных устройствах. Он просто великолепен. Но в то же время Apple — централизованная, контролируемая организация с жёстким надзором за App Store и анонсами новых продуктов. Скрытая причина того, что сейчас недовольные пользователи и приверженцы свободного ПО обратили свою историческую антипатию к Microsoft в сторону Apple — то, что эта компания представляет собой блестящую бизнес-историю в новой эпохе. Поэтому я хочу примирить обе стороны и рассказать, насколько важным является свободное ПО для успеха Джобса и Apple.




Чего не видят фанатики обоих лагерей? Смотрите с минуты 25:40



После своего замечательного Второго Пришествия в 1996 году Стив Джобс немедленно осуществил два важных изменения: он портировал интерфейсы OpenSTEP от компании NeXT и выбрал версию открытой системы BSD в качестве новой операционной системы Apple. OpenSTEP был проприетарным, платформенно-зависимым набором API для Solaris, Windows и NeXTSTEP. Изначально эти интерфейсы работали только на NeXTSTEP — то есть на операционной системе для компьютеров NeXT, компании Джобса. Однако, NeXT сотрудничала с могучей в то время Sun Microsystems, которая сделала свою широко популярную операционную систему SunOS на базе BSD. OpenSTEP стал основой для знакомых библиотек Cocoa и других библиотек, с которыми сейчас имеют дело разработчики Apple.

(Может показаться странным, что они использовали слово «Open» в названии проприетарной системы. Но в то время — а в определённых кругах до сих пор — даже самые рудиментарные зачатки межплатформенного взаимодействия являлись поводом для использования этого термина. Кто-нибудь помнит Open Software Foundation?)

Фундаментом для прорывной и до сих пор могучей операционной системы Mac OS X стала версия BSD, основанная на NetBSD и FreeBSD с добавлением некоторых уникальных элементов. Использование BSD давало многочисленные преимущества: оно принесло на «маки» многозадачность и позволило портировать на них огромное количество Unix- и BSD-приложений, после чего компьютеры Mac избавились от своего изначального позиционирования как инструмента креативных художников, а стали более универсальной системой.

Особенно ценной для Apple стала возможность портировать открытую программу Samba, разработанную для linux. Эта программа благодаря обратному инжинирингу протоколов SMB/CIFS позволяет обращаться к сетевым дискам на различных операционных системах, то есть «маки» смогли подключаться к локальным сетям от Microsoft. Вдобавок, компания Apple (как и NeXT) использовала компилятор GCC, разработанный Ричардом Столлманом, и адаптировала браузерный движок из KDE (теперь известный как Webkit) для Safari. Все эти пакеты свободного ПО были невероятно хороши; вот почему Mac OS X использовала их.

Я думаю, среди гиков «маки» стали популярны благодаря узнаваемости Unix- и BSD-софта; сейчас на компьютерных конференциях это самые популярные ноутбуки, с большим отрывом. И благодаря великолепному серверному софту из ядра BSD компьютеры Macintosh всё чаще используются в качестве серверов для дома и малого бизнеса.

Компания Apple вполне понимала, насколько хорошие технологии она использовала с ядром ОС на базе BSD, потому что выбрала эту же платформу и для iPhone, и для последующих продуктов. Как я уже рассказывал раньше, присутствие BSD-библиотек и инструментов позволило группе приверженцев свободного ПО провести обратный инжиниринг iPhone API и создать открытую библиотеку, которая впервые позволила кому угодно, а не только компании Apple, устанавливать приложения на iPhone. Это привело к появлению большого количества замечательных iPhone-приложений, ни одно из которых не одобрено Apple, впрочем, через много месяцев сама Apple выпустила собственные API и разрешила сторонние приложения через свой App Store.

Хотя лицензия BSD позволила Apple выпустить проприетарную систему, она приняла решение выбрать свободную лицензию для своей ОС под названием Darwin. Впрочем, как отдельный продукт Darwin не снискал особой популярности.

BSD стала не первым случаем, когда Стив Джобс использовал свободное ПО. Компьютер NeXT был основан на открытом ядре Mach 3, разработанном Ричардом Рашидом (Richard Rashid) из университета Карнеги-Меллона. Компьютер эмулировал FreeBSD (хотя самому Рашиду это не нравилось) для программного и пользовательского интерфейсов. Некоторые элементы Mach 3 были включены в Darwin и (если немного отвлечься от темы) Mach 3 довольно сильно повлиял на компьютерную отрасль, став образцом для дизайна микроядра Microsoft NT — системы, которая привела Microsoft в современную эпоху операционных систем и особенно серверов. Да и сам Рашид несколько лет назад получил место старшего вице-президента по исследованиям Microsoft.

За Open Source стоит широкое, идейное движение без явных лидеров. Его влияние иногда приводит к удивительным результатам, хотя их бывает тяжело отследить. Триумф Стива Джобса наглядно демонстрирует этот принцип, даже несмотря на то, что идеология Open Source противоречит всем принципам бизнеса Apple. Такие инноваторы как Эндрю Триджелл (Andrew Tridgell), разработчик Samba и rsync, продолжают впечатлять нас с каждым разом всё больше и показывают, что успехи свободного ПО поистине безграничны. Без него большая часть компьютерной истории была бы совсем другой, более скудной.

источник

Чего не видят фанатики обоих лагерей? Смотрите с минуты 25:40



      ВНИМАНИЕ !
Возможно что-то уже неактуально. Обращайте внимание на даты !
Эта статья опубликована 28 августа 2011-го года !



Голосов: 463


Прочитано 30862 раз и оставлено 57 комментариев.