Категория: GNU/Linux


Узелок на память: что делать, если надо быстро подписать кэпшены к фотографиям. Это бывает необходимо, если отправляешь фотографии в новостное агентство, и нужно, чтобы каждый снимок содержал подпись о том, что на нём изображено. Как оказалось, в Linux нет одного инструмента, который позволил бы выполнять все необходимые операции с фото, поэтому приходится собирать набор из нескольких утилит.

У меня два компьютера: ноутбук, с которым я езжу "в поля", и десктоп, на котором неторопливо конвертирую фотки, когда их не надо срочно пересылать в агентство. На ноуте -- "Дебиан", на десктопе -- "Винда". Потому что лучше "Лайтрума" для обработки RAW-файлов не существует. И волей-неволей мне приходится сравнивать инструментарий для работы с фотографиями в Windows и Linux.
Как обычно работает фоторепортёр? Он получает задание снять, допустим, футбольный матч. Если фотограф из газеты обычно имеет в запасе несколько часов, а то и дней, то он едет на матч, после него -- домой или в редакцию, где и обрабатывает снимки. (Под обработкой я понимаю обычно минимальную цветокоррекцию, коррекцию экспозиции и кадрирование.) Время терпит, поэтому можно делать всё никуда не спеша.
Журналист из новостного агентства времени не имеет вообще. В самом жёстком варианте ему надо отправлять фотки через 45 минут после начала матча, и чем быстрее придут фотки редактору, тем быстрее их поставят на ленту и тем больше изданий в итоге купит снимки.
То есть как только команды уходят на перерыв, фотографы раскрывают ноутбуки, сливают на них фотографии с флешки и начинают отбирать то, что отправят в родные конторы.
Здесь рулят программы-каталогизаторы, которые умеют обрабатывать файлы пакетно, типа ACDSee или того же Lightroom на мощной "машинке" (хотя это вряд ли, обычно репортёры снимают в JPEG).
Допустим, фотограф отобрал 10 снимков, которые он и отправит в агентство. Теперь нужно их обработать, а после -- подписать. Кэпшены, или комментарии, записываются в EXIF или IPTC-файл. Для Windows и MacOs X существует несколько программ, которые умеют это делать: ACDSee, Photomechanica, Lightroom. Где-то это делать более чем удобно, например, в ACDSee, где-то неудобно, например в Lightroom, но эта особенность является чуть ли не базовой для программ-каталогизаторов.
В Linux всё грустно. Каталогизаторов хватает, а возможности править Exif в них -- нет. DigiKam -- тормознутый монстр, которым просто невозможно пользоваться, не в счёт.
F-spot, Shotwell такой возможности не имеют.
Итак, журналист-линуксоид отобрал 10 снимков, скадрировал их, чуть вытянул уровни яркости и должен подписать кэпшены. Можно открыть DigiKam и вбивать комментарии вручную (или вставлять текст из буфера обмена). Но это лишняя трата времени.
Собственно, я лично довольно долго пыталась подписывать снимки в Gimp, но потом поняла, что пора искать другое решение. Перелопатила, по-моему, весь интернет в поисках фото-менеджера, который удовлетворял бы моему требованию: минимальная обработка и изменение Exif. Ничего не вышло.
Теперь моя связка для быстрой полевой работы с фотографиями такова:
1) gqview (Geeqie) для просмотра и отбора снимков,
2) gimp X.JPG, если надо кадрировать или поправить снимки (так как их обычно не больше 10-15, то и времени это занимает чуть-чуть),
3) mogrify -quality 90 -resize 3000 *.JPG для изменения размера,
4) exiv2 mo -c "text of comment" *.JPG или exiv2 -M"set Exif.Photo.UserComment text of comment" *.JPG.

Схема, конечно, не идеальная. Думаю, что когда я поближе познакомлюсь с shotwell, первые два шага будет делать она.
P.S. Конечно, никто из фоторепортёров в реальной жизни не использует Linux. Многие пользуются "Маками", остальные -- их большинство -- компьютерами под управлением Windows. Все считают, что в Linux невозможно нормально работать с фотографиями. И я соглашусь с большинством: нормально -- это значит с максимальным удобством. Это когда можешь выбрать одну программу и работать с ней, а не искать четрые разные утилиты, которые делают по одному шагу из цепочки. Даже если я могу написать скрипт, который объединит в себе разные операции, это всё равно решение не для фотографа, чья работа -- снимать, а не изучать консольные утилиты.

Источник