Идея о «
смерти персонального компьютера», в общем-то, только идея. Если вы в нее верите (а я верю), она может многое рассказать о том, что происходит в индустрии ПК и в компьютерной индустрии в целом.
Я не согласен с тем, что ПК умирает в буквальном смысле. ПК очень хорош в ряде задач. Но я технолог – я работаю с ПК с 12 лет, и мне нравится его мощь и гибкость. Как большинство технологов, я могу повелевать ПК, будто у меня есть сверхсилы.
Однако большинству людей не нравится сложность, связанная с мощью и гибкостью. Некоторые просто хотят дать родителям коробочку, в которой они могут периодически устраивать видеочат с внуками, и не хотят возиться с настройками антивирусов.
Люди покупают смартфоны и планшеты не потому, что они лучше или полезнее ПК. Люди покупают их, потому что у них есть такая возможность, они просто могут.
Вернемся на пять лет назад – тогда такого выбора не было. Тогда для общения с внуками в Skype нужен был ПК. Сейчас же это можно делать на бесплатном (с контрактом) смартфоне. Или на iPad, Nexus 7, Kindle Fire и т.д.
Столько людей покупает много смартфонов и планшетов потому, что на этом рынке многие люди, далекие от техники, хотят такое устройство, которое будет «просто работать», и им лучше подходит простое посткомпьютерное устройство. Именно в этом смысле ПК «умирает».
Windows
Для Microsoft главный вопрос состоит в том, можно ли отсоединить ПК от идеи Windows и, соответственно, ведет ли смерть одного к смерти другого.
Перед Microsoft стоит четкая задача – убрать связь между ПК и Windows, чтобы Windows могла выжить даже после заката ПК.
Именно в этом состоял весь проект Windows 8. Переизобрести Windows таким образом, чтобы ПК был всего лишь одним из многих мест, где она работает. Если ПК сгинет – ну и ладно, Windows все равно останется на других устройствах. Если не сгинет – отлично, теперь у Microsoft будет Windows везде.
Проект Windows 8 включал в себя улучшенное настольное окружение – интерфейсную парадигму Metro/Modern (что я еще называю «Новая Windows»), и новые форм-факторы, такие как устройства Surface. В меньшей степени в проект также входят Windows Phone и Xbox.
Задача Microsoft – выставить этот расширенный проект Windows 8 в противовес смартфонам и планшетам на iOS и Android. Это две настоящие посткомпьютерные операционные системы. Они полностью оптимизированы для «Skype и внуков», а не противоположного конца спектра – коммерческая эффективность и качество работы.
Surface RT задумывался как достаточно хорошее посткомпьютерное устройство для конкуренции с iPad и Android на этом посткомпьютерном рынке. У него было достаточно интересных функций для удачного дебюта – явно больше, чем у старой Windows.
Но мы уже знаем, что статистика продаж у Surface RT и Windows RT очень плохая.
Что еще важнее, Surface RT провалился с точки зрения философии, утянув за собой и весь проект Windows 8. Оказалось, что неверен сам ключевой принцип этого проекта, а именно, что посткомпьютерная идея якобы ошибочна и людям отчаянно нужен некий «ПК плюс».
Вакуум
Возможно, Surface RT и Windows RT – это лишь маленькая часть проекта Windows 8.
В каком-то смысле это так, если смотреть на цифры. Но важнее то, что Microsoft дала рынку девять месяцев, чтобы определиться, нравится ли ему эта «наживка», достаточно ли она вкусная, чтобы выпрыгнуть на нее из воды. Рынок постановил: недостаточно.
И это очень серьезно, это должно сильно тревожить Microsoft. Это значит, что на данный момент на рынке у Microsoft нет продукта для конкуренции с iPad и планшетами на Android Jelly Bean.
Повторюсь: «На данный момент на рынке у Microsoft нет продукта для конкуренции с iPad и планшетами на Android Jelly Bean».
Рынок хочет 7–8-дюймовое устройство, с несколькими днями автономной работы, с полным отсутствием сложности, с полным отсутствием любых требований к пользователю по напряжению ума. Потребители также хотят богатую экосистему приложений, при этом разработчики должны ставить их устройство на первое или максимум второе место по приоритету. Они хотят первоклассную поддержку. Они хотят вылизанный интерфейс, и чтобы не нужно было ждать версии 3.0, где все наконец-то заработает.
Ничего из этого не относится к Windows в ее нынешней восьмой версии и к тем устройствам, на которых она работает. И тут неважно, насколько умный шарнир и насколько сенсорный экран. Кормить нас завтраками уже не получается. Прошел уже почти год – у Microsoft было все необходимое время на исправление всех проблем.
В Стране Потребления завтраки не работают. Потребители не делают тактические, рациональные решения, основанные на глубоком понимании индустрии. Им просто нравится какое-то устройство, они идут и покупают его. И этот процесс требует, чтобы им было что купить.
Что дальше
Выход только один: Microsoft должна отказаться от Windows на потребительских планшетах, предоставив Nokia шанс сделать 8-дюймовый планшет на Windows Phone 8.
Apple и Google точно так же развивают свои посткомпьютерные операционные системы. Технически Microsoft это очень просто сделать. Я ничуть не сомневаюсь, что где-то в ее лабораториях уже есть хорошие прототипы устройств, которые я имею в виду.
Но для реализации этого плана Microsoft должна признать одну вещь.
Windows как посткомпьютерная операционная система умерла.
Да, Windows Phone и Windows работают на общем «ядре Windows NT», так что в каком-то смысле между ними нет разницы. Но я здесь говорю о философских различиях.
Технология может быть любой, какой захочет Microsoft, но конкретная реализация/функциональность, маркетинг и послание должны быть другие.
Microsoft не надо продавать Windows как конкурента iPad. Ей надо продавать Windows Phone как конкурента iPhone, iPad, а также смартфонам и планшетам на Android.
Или, другими словами, если ты хочешь конкурировать на рынке апельсинов, то надо предлагать апельсины, а не убеждать людей, что на самом деле им нужны лимоны.
А что, супермегахита для Linux теперь не будет =)